Насколько известно науке, предки современной медоносной пчелы появились на 50 — 60 тысяч лет раньше, чем появился человек, который довольно быстро распробовал вкус пчелиного мёда.

 Ископаемые останки первых медоносных пчел были найдены в пластах мелового периода, относящихся к 50-130 миллионам лет до нашей эры. Самой древней находкой на сегодняшний день является пчела в капле янтаря, найденная на территории Бирмы (Республика Союз Мья́нма), и имеет возраст около 97-100 миллионов лет. Это самая древняя известная ученым пчела, она на 35-45 миллионов лет старше ранее найденных до этого образцов.

Древняя пчела в янтаре

Древняя пчела в янтаре

 История сбора мёда также довольно древнее занятие и насчитывает тысячелетия.

 На заре человечества не существовало пчеловодства в том понимании, каким мы знаем его сегодня. Существовал сбор дикого меда и гнезда диких пчел для людей всегда были желанной находкой. Сбор меда был довольно рискованным и опасным занятием, посколькуради сладкой добычи сборщикам меда приходилось карабкаться по деревьям, залезать в расщелины скал, страдать от укусов. Доподлинно известно, что дикий мед добывали в раннем каменном веке, а это около 15 тыс. лет назад. Именно этим возрастом датируется рисунок, обнаруженный в Аранской пещере, неподалеку от испанского города Валенсия.

Наскальный рисунок в Аранской пещере

Наскальный рисунок в Аранской пещере

 Распробовал вкус мёда, от случайных находок жилищ диких пчел, человек перешел к организованной охоте за мёдом. Это нельзя назвать полноценным разведением пчел, но это уже была определенная форма хозяйственной деятельности человека, и эту форму вполне можно назвать системой «дикого» пчеловодства.

 Первые записи об организованном сборе меда появились около 5 тысяч лет назад. Речь идет о древнеегипетских папирусах, повествующих о кочевом пчеловодстве местных жителей. Сначала пчел в ульях перевозили к истокам реки Нил. В древнем Египте ульи делалииз обожженной глины, такие же встречаются на Ближнем Востоке (Иран, Афганистан, Турция), или же ульи были сплетены из прутьев и обмазаны глиной (прототип кавказских сапеток). Ульи устанавливали на плоты, которые медленно сплавлялись вниз по Нилу. Пчелы собирали нектар с растений по берегам реки, а затем возвращались на плоты. Насколько египтяне ценили пчёл, по­казывает и то, что у фараонов, начиная с 3200 г. до нашей эры до римского времени, на эмблемах, как и на их гробницах, была изображена пчела. Объединивший Нижний и Верхний Египет фараон Минос избрал эмблемой Нижнего Египта пчелу. Египтяне на своих прошениях фараону рисовали пчелу как символ преданности. Они видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к смерти, опасности, а также блюстительниц идеальной чистоты и порядка. Египетские фараоны носили титул «Повелителя пчёл». Согласно верованиям египтян, душа, покидая тело, превращается в пчелу. Древние египетские пирамиды и обелиски подтверждают, что египтяне употребляли мед не только как пищу, но и как лечебное, косметическое и консервирующее средство. Из египетской мифологии известно, что мед и воск достаточно широко употреблялись при церемониальных жертвоприношениях и бальзамировании трупов.

 Широко было развито пчеловодство и в Индии еще 4000 лет тому назад. Меду приписывались разнообразные питательные и лечебные свойства. Индийцы употребляли его как противо­ядие при отравлениях растительными, животными и минераль­ными ядами. Опыт передавался из поколения в поколение, из века в век. Пчеловодство у индийцев стало традицией.

 В Ассирии (2950 — 2050 лет до н.э.) пчеловодство было в цветущем состоянии. Известен был тогда еще и воск. Во вре­мена Сарагонта и после его смерти тела умерших намазы­вали медом и покрывали воском.

 В Палестине в третьем тысячелетии до н.э. пчеловодство было развито достаточно сильно, поскольку на скалах обитало много пчелиных роев. В жаркие летние дни по скалам стекал мед и воск, поэтому Палестину называли «землей, где текут мед и молоко». Греческий путешественник Страбон (63 — 26 гг. до н.э.) сообщает о большом производстве и потреб­лении меда в Аравии. Арабы считали мед божьим даром и называли его эликсиром.

 Китайцам также были известны пчелы и они занимались пчеловодством с большой любовью. Мед их медициной рекомен­довался как самостоятельное лечебное средство.

 Пчеловодство было сильно развито и в древней Греции. Так же, как и в Египте, древние греки широко применяли перевозку пчел на медосбор. Греки перевозили пчел на богатый медоносными растениями полуостров Аттику и на острова Эгейского моря. При этом правила кочевки регулировались государственными законами того времени. В законах Солона указывалось, на каком расстоянии должны расставляться пасеки, выехавшие на кочевку. В Греции оформлялись первые знания о жизни пчел и их разведении. Многими светилами древнегреческой культуры даются сведения о состоянии пчеловодства в их стране, как и о пищевых и лечебных свойствах пчелиного меда.

 Например Гиппократ (460 — 356 гг. до н.э.) помимо написания медицинских трактатов, писал о жизни пчел, пищевых и лечебных качествах продуктов пчеловодства. В его трудах упоминается об обеззараживающем, отхаркивающем и продлевающем жизнь людей действии меда. Он рекомендовал мед при лечении заболеваний желудка, печени и гнойных ран. Греческий ученый Ксенофонт (444 – 356 гг. до н.э.)написал многотомное произведение «Анабазис». Он впервые описал жизнь пчелиного улья, а также изложил лечебные свойства меда. Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) положил начало научному пчеловодству, продолжив исследования Ксенофонта. Он различал три особи пчел, подробно описал восковые постройки, развитие пчел от яйца до взрослого насекомого. В его трудах была подробно описана жизнь пчел и распределение труда в пчелиной семье, были упоминания о гнильце и других естественных врагах пчел.

 Пчеловодство было хорошо развито и на территории Римской империи. Римский ученый Варон (116 — 27 гг. до н.э.) в своем труде «О сельском хозяйстве» уделял много места раз­витию пчеловодства, разведению пчел, ульям, про­дуктам пчеловодства. Римский поэт Вергилий (70 — 19 гг. до н.э.), бывший еще и пчеловодом, воспевает в своих произведениях большую любовь его современников к пчелам и меду. Плиний (23 — 79 гг.) пишет о расцвете пчеловодства в Римской империи. Римлянам были известны не только пи­щевые и лечебные, но и консервирующие свойства меда. Из­вестный греческий ученый и врач Диоскорид (I век н.э.) в своем произведении «Materiamedica» отмечает успешное применение им меда при лечении желудочных заболеваний, гнойных ран и фистул.

Пчеловодство на Руси.

 Пчеловодство получило развитие и у древних славян. Славяне содержали пчел в бортях – дуплах деревьев, естественных или созданных искусственно, внутри которых располагались две жердочки расположенные крест накрест для крепления сот. Отсюда и пошло название – Бортничество.

Борть

Борть

 Распространение бортничества на Руси было отмечено в X — XVII веках, этому способствовали наличие необъятных просторов лиственных лесов и пастбищ, их называли бортным ухожеем. Объемы добычи воска и меда были достаточно большими для того времени. Еще в XI столетии некий путешественник Галл, писал в своих заметках, что в России великое множество пчеловодов, пчел и бортей, а также в изобилии мед и воск. Именно с бортевого пчеловодства стали предприниматься попытки для сохранения пчелиных семей. Пчеловоды-бортники стали оставлять часть меда на зиму в ульях для корма пчел, охраняли борти от медведей, куниц и других врагов.

 Наряду с Бортничеством появилось Колодное пчеловодство в XVII веке. Название такого пчеловодства обусловлено использованием колод — части ствола дерева с полностью вырезанной сердцевиной, закрытые сверху и снизу крышками и имеющий леток для пчёл. Причиной полного перехода к Колодному пчеловодству послужила массовая вырубка лесов во времена правления Петра I. Пчеловоды, чтобы сохранить пчелиные семьи, стали размещать колоды неподалеку от своих жилищ.

 Одним из главных преимуществ содержания пчёл в колодах является приближенность содержания пчел к естественным условиям.

 В зависимости от условий сбора мёда в конкретной местности, колода содержала в себе четыре или пять ярусов. На колоду ставили ящик с зачатками сот.Во время медосбора пчёлы застраивали колоду сотами и наполняли мёдом.

 Колоды могли быть составными. Их распиливали на части и надставляли друг на друга их по мере увеличения семей. Из верхних надставок собирали мёд не умертвляя пчёл, а нижних располагалось гнездо. При обильном медосборе колоды увеличивали дополнительными надставками, что давало возможность получать больше мёда.

Колода

Колода

 Своего пика развития колодное пчеловодство получило к началу XVIII века. На тот момент практически все пасеки находились в подчинении церкви и помещиков. Ежегодно добывалось почти 400 тысяч тонн меда. Мёд стал настоящим символом Русского гостеприимства и чаепития.

 Большой вклад в дело развития современного пчеловодства внес русский пчеловод П.И. Прокопович (1775 — 1850 год) который в 1814 году создал разборочный рамочный улей. Американский пчеловод Ларенцо Лорен Лангстрот из Филадельфии изобрел в 1851 году первый улей с подвижными рамками, оставшийся и в наше время в основе каким он и был сто лет назад. Пчеловодство в мировом масштабе в настоящее время достигло замечательных успехов, благодаря быстрому темпу развития науки. Доказано, что большое хозяйственное значение для развития садоводства и огородничества имеет пчеловодство. Благодаря опылению, происходящему при помощи пчел, обеспечиваются десятикратно более высокие урожаи и более качественная продукция.

 На сегодняшний день доказано большое значение меда, пчелиного яда, маточного молочка, цветочной пыльцы на организм человека, а прополиса (пчелиного клея) и воска — для различных отраслей индустрии. Пчелиный мед, в котором пчела приберегла молодость природы, раскрывает свои животворные качества, и медолечение входит в медицину.

Понравилась статья? Расскажите своим друзьям в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus


Добавить комментарий

Войти с помощью: