Исследователи из Иллинойского университета (США) в Урбане-Шампейне смогли научно доказать связь между рационом личинок пчел и их дальнейшим развитием. Результаты их работы опубликованы в журнале Science Advances. Ученые выяснили, что включение в рацион пчелиных личинок p-кумаровой кислоты приводит к развитию из них рабочих пчел. Исследование проводились на медоносных пчелах (Apis mellifera).

Расплод

Как известно первые три дня жизни рацион абсолютно всех личинок пчел одинаковый. Все пчелиные личинки получают питание в виде маточного молочка, вырабатываемого верхнечелюстными железами пчел-кормилиц. По прошествии трех дней рацион личинок рабочих пчел меняется. Пчелы-кормилицы переводят их на смесь мёда и перги.

Личинки, которые должны стать матками, получают маточное молоко на протяжении всей жизни. Оно содержит белок роялактин, который был открыт в 2011 году японским ученым Масаки Камакура. По его данным этот белок провоцирует увеличение размеров и массы тела матки.

О влиянии рациона личинок на их дальнейшее развитие было известно и раньше, однако прежде не уделялось внимания химическому составу пищи. По результатам исследования выяснилось, что p-кумаровая кислота, содержащаяся в меде и перге, приводит к изменению активности многих генов личинок.

Исследователи полагают, что пчелы-кормилицы намеренно добавляют активные растительные химические вещества в пищу личинкам, которые должны стать рабочими пчелами. При этом личинки становятся неспособными к размножению.